Визит президента России Владимира Путина в Пекин с командой "капитанов бизнеса" показал: поворот на Восток - не метафора, призванная образумить разбушевавшихся западных "партнеров", и не вынужденная реакция на развязанную против нас холодную войну.
Это вызревшая и выстраданная стратегия, и санкции Запада стали лишь ее катализатором. Не случайно Путин провозгласил переориентацию на наиболее перспективные азиатские рынки главным приоритетом на XXI век.
Накануне визита он назвал наше взаимодействие с Китаем фактором стабильности в мировых делах. Ключевым наполнением этого взаимодействия и соответственно главным фактором стабильности в уже не столько меняющемся, сколько рушащемся мире является наше экономическое сотрудничество. Не случайно российский президент поддержал стратегию Си Цзиньпина по развитию Экономического пояса Нового шелкового пути и подчеркнул высокотехнологические направления сотрудничества: "Мы работаем вместе и над космическими программами, и в сфере авиации, продолжаем... масштабные проекты в сфере энергетики, в том числе в атомной энергетике".
Фундаментом стратегической стабильности остаются проекты развития энергетической и транспортной инфраструктуры, обеспечивающие России особое место во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), который становится ключом к будущей системе мироустройства. Предполагается создать новый "экономический хребет" Евразии в виде сети трубопроводов, модернизации Транссиба и БАМа, развития трансконтинентальных маршрутов (включая Северный морской путь).
Ключ к Востоку - Китай. Президент Путин отметил значимый пакет заказов Росатома (включая два блока Тяньваньской АЭС), привлечение китайских инвестиций в "Ямал СПГ" и 10% химического холдинга "Сибур".
Но лидером нашего движения на Восток является государственная "Роснефть" обеспечит поставки продукции высокой степени переработки на рынки Китая и стран АТР, причем сложная структура проекта позволит гибко реагировать на изменения конъюнктуры.
Идет работа над проектом Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса, в котором 49% принадлежит "Роснефти", а 51% - Китайской национальной нефтегазовой корпорации. Он будет перерабатывать 16 млн т нефти в год с глубиной переработки в 95% и усилит позиции "Роснефти" на китайском рынке.
Строительство Тяньцзиньского комплекса, вхождение в капитал Essar Oil Limited, владеющей вторым по мощности НПЗ Индии, строительство комплекса Tuban в Индонезии - элементы стратегии проникновения России в АТР.
Углубление сотрудничества с Китаем проявляется и в меморандуме о совместном проекте с китайской нефтесервисной Kerui Petroleum - одним из лидеров мирового рынка.
При поддержке "Роснефти" в Пекине заключен контракт о поставке китайскими партнерами ОАО "ДВЗ "Звезда" транспортно-передаточного дока грузоподъемностью 40 тыс. т - в дополнение к соглашению о поставке в 2016-2017 годах крана "Голиаф" грузоподъемностью 1200 т, четырех кранов грузоподъемностью по 320 т и четырех - по 100 т.
Объем сотрудничества "Роснефти" с Китаем до 2035 года превысит 500 млрд долл., что станет ключом продвижения России в АТР.
Евразийский проект, который задумывался как реинтеграция постсоветского пространства, может стать основой новой азиатской архитектуры. В Восточной и Южной Азии не случайно все чаще подчеркивают, что евразийская интеграция не должна ограничиваться постсоветским пространством.