В текущем году был запущен процесс реформирования системы балансовых заданий. Минэнерго совместно с компаниями, занимающимися производством и поставкой балансового газа (структуры “Газпрома”, НОВАТЭКа и СИБУРа) начали разрабатывать новую модель обеспечения населения СУГ. Участники рынка предложили следующую схему: сохраняется действующая система квот, когда поставщики балансового газа обязаны обеспечить в регионах потребителей СУГ гарантированными объемами путем заключения уполномоченными организациями долгосрочных контрактов с поставщиками СУГ (возможен и вариант заключения договоров производителей СУГ с администрациями регионов). Но при этом цена этого газа будет определяться рыночным способом на основе формулы цены (сейчас рассматривается несколько вариантов расчетов данной формулы).
Учитывая, что разница между балансовой и коммерческой стоимостью СУГ относительно невелика, либерализация этого сегмента рынка, который составляет только 7% от общероссийского потребления СУГ, не ударит сильно по карманам гражданам. Расчеты показывают, что удорожание розничной цены составит в среднем 15%, иначе говоря, примерно +3 руб. за килограмм пропан-бутана при его нормативе потребления 5 кг на одного человека в месяц. Заметим, что в настоящее время в 76 российских регионах насчитывается примерно 13 млн. хозяйств, газифицированных СУГ. Соответственно вопросы своевременного обеспечения сжиженным газом касаются примерно четверти населения нашей страны, большая часть которого проживает в сельской местности и на отдаленных территориях в регионах Северо-Западного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, где найти топливную альтернативу сжиженному газу весьма проблематично. Поэтому устранение причин периодически возникающего дефицита СУГ остается на сегодняшний день актуальной задачей для государства, – пишет “Независимая газета”.
|