В рамках программы оптимизации бизнеса по сбыту нефтепродуктов ЛУКОЙЛ решил продать часть своих АЗС в Восточной Европе. Как сообщает Газета.ru, речь идет о продаже 44 автозаправочных комплексов в Чехии (их купит дочерняя компания венгерской MOL Slovnaft Ceska Republica) и сетей из 75 АЗК в Венгрии и 19 в Словакии (покупателем выступит венгерская Norm Benzinkut Kft). В компании говорят, что решение о продаже активов было принято в рамках оптимизации бизнеса в сфере сбыта нефтепродуктов.
Сделки должны быть закрыты до конца 2014 года. Сумма сделок не разглашается.
По словам гендиректора ИК Small Letters Виталия Крюкова, одна АЗС в Восточной Европе стоит около $500–700 тыс. Эксперт указывает, что заправки в этом регионе дешевле, чем в Западной Европе, так как маржа бизнеса невелика из-за стагнирующего спроса на топливо.
«После покупки сети ЛУКОЙЛа в Чехии MOL станет одним из ведущих игроков на чешском рынке, — отмечает Крюков. — Ранее компания уже приобретала в Чехии и Словакии заправки, принадлежащие итальянской ENI. Восточная Европа интересна венграм: это их регион работы».
Ранее ЛУКОЙЛ заявил, что продает 100% своей «дочки» ЛУКОЙЛ-Украина, владеющей около 250 АЗС и шестью нефтебазами на территории Украины. Покупателем выступила австрийская компания AMIC Energy Management GmbH.
По словам вице-президента ЛУКОЙЛа Вадима Воробьева, продажа позволит оптимизировать структуру активов и систему управления сбытовой сетью в Восточной Европе, что имеет большое значение для повышения эффективности бизнеса в сфере сбыта нефтепродуктов.
Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов 31 июля заявлял о намерении компании продать часть своих активов в Восточной Европе с тем, чтобы сфокусироваться на российских проектах. При этом он отметил, что санкции Запада в отношении России повлияют на ЛУКОЙЛ — прежде всего они могут оказать негативное влияние на инвестпрограмму компании. В частности, Алекперов отметил, что ограничение доступа к рынкам капитала увеличит расходы и может снизить инвестиции.
У ЛУКОЙЛА остались и другие АЗС в Европе, например крупные сети в Бельгии (сеть из более 150 заправок) и Польше (более 80 АЗС). Крюков полагает, что продажа автозаправочных комплексов в Чехии, Словакии и Венгрии еще не говорит о том, что компания намерена полностью выйти из заправочного бизнеса в Европе. Но при этом эксперт отметил, что ЛУКОЙЛ может получить большую доходность, если вложит полученные от продажи чешских, словацких и венгерских активов средства в другие, более прибыльные, активы как в России, так и за рубежом.
А вот завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов говорит, что, с учетом политических рисков, можно предположить, что ЛУКОЙЛ продаст и оставшиеся АЗС в Европе: «Тем более что компания ранее говорила, что более заинтересована в добывающих активах — например, в Ираке», — добавляет он и напоминает, что в Ираке ЛУКОЙЛу принадлежат 75% в проекте добычи нефти на месторождении Западная Курна-2 (запасы около 1,9 млрд тонн нефти).
|