Подрядчики Пентагона, приобретавшие российское авиатопливо для американского транзитного центра "Манас" в Киргизии и военных баз в Афганистане, на протяжении нескольких лет незаконно экономили на экспортных пошлинах, пишет газета "Коммерсантъ". Такие данные содержатся в докладе главы подкомитета по национальной безопасности и международным делам Джона Тирни. В документе представлены результаты восьмимесячного расследования схем поставок топлива для американского центра транзитных перевозок "Манас". Экспертная группа под руководством Джона Тирни пришла к выводу, что в отношениях между подрядчиками Пентагона и властями Киргизии присутствовали элементы коррупции: в 2003-2005 годах работающие на Пентагон компании Red Star Enterprises Limited и Mina Corp. Limited в качестве субподрядчиков нанимали исключительно фирмы, принадлежавшие родственникам экс-президента Аскара Акаева. Кроме того, группе конгрессмена Тирни удалось также выявить ряд существенных нарушений в работе Red Star Enterprises Limited и Mina Corp. Limited. Эти зарегистрированные в Лондоне и на Гибралтаре компании приобретали российское топливо для авиабазы "Манас" в Киргизии и военных баз в Афганистане на основании поддельных сертификатов, свидетельствующих о том, что оно приобретается для нужд гражданской авиации Киргизии. Соответствующие бумаги подрядчикам Пентагона предоставляли их киргизские партнеры. По данным американской комиссии, по такой схеме подрядчики Пентагона работали с 2003 по апрель 2010 года. В оборонном ведомстве США о ней, считает Тирни, знали, но предпочитали закрывать глаза на элементы мошенничества, так как подрядчики справлялись с возложенными на них в рамках контракта задачами. Необходимость такой схемы подрядчики объясняли Вашингтону некими жесткими ограничениями с российской стороны на продажу горючего иностранным армиям. В реальности же, утверждает Тирни, схема позволяла им экономить на экспортных пошлинах, так как топливо для внутренних нужд Киргизии поставлялось на льготных условиях. По мнению авторов доклада, попустителькое отношение Пентагона и привело к сбоям в системе снабжения коалиционных войск НАТО. В 2009 году поставками российского топлива в Киргизию заинтересовались ФСБ и Госдума, которые, проведя собственное расследование, узнали, кто на самом деле является конечным потребителем экспортируемого горючего. В результатее российские власти с 1 апреля 2010 года разорвали контракты с фирмами, которые перепродавали топливо американцам, и подняли пошлины на экспорт нефтепродуктов в Киргизию на 30%. "Вся система рухнула. Нарушение снабжения привело к возникновению больших проблем. Подрядчикам пришлось закупать гораздо более дорогостоящее топливо, которое затем приходилось доставлять через Черное море, а потом наземным путем в Киргизию и Афганистан. Кроме того, военным пришлось активнее пользоваться каналами снабжения, проходящими по горным дорогам с пакистанской территории, где грузовики этим летом часто подвергались атакам",— говорится в посвященной докладу Джона Тирни заметке The New York Times. Впрочем, в самих компаниях Mina и Red Star говорят, что российские власти наверняка обо всем знали и раньше. Бывший военный атташе посольства США в Киргизии Чарльз Скуайерс, с 2003 года отвечающий за логистику в Mina и Red Star, прямо заявил конгрессмену Тирни: "Учитывая объемы поставок — а ежемесячный экспорт российского топлива в несколько раз превышал годовые потребности киргизской гражданской авиации, русские не могли не понимать, куда все это идет. Но они зарабатывали деньги, и все были довольны". В качестве одной из компаний, которая неплохо зарабатывала на поставках топлива в Киргизию, Скуайерс упомянул "Газпром нефть". В ее пресс-службе эти обвинения "Коммерсанту" прокомментировали так: "В настоящее время "Газпром нефть" осуществляет оптовые поставки авиатоплива для нужд гражданской авиации Киргизии. Какие-либо договоренности в отношении поставок топлива центру транзитных перевозок "Манас" отсутствуют. Поставки авиакеросина в Киргизию осуществляет ЗАО "Газпромнефть-Аэро", являющееся дочерним обществом ОАО "Газпром нефть"". Неофициально источники издания в компании поясняют, что поставляют керосин для топливозаправочного комплекса аэропорта "Манас", где обслуживаются и гражданские самолеты, а куда оно оттуда девается, их не касается. Источник "Независимой газеты" в дипломатических кругах заявил, что у этого скандала будут политические последствия. «Проблема с поставками существует. Факты будут изучены, выводы сделаны», – подтвердил российский дипломат. В Совете Россия–НАТО будет поставлен вопрос о «транспарентности сотрудничества по Афганистану». Напомним, что на ноябрьском саммите РФ–НАТО было решено создать Трастовый фонд по технической поддержке вертолетов российского производства в Афганистане. Москва не намерена «допускать нецелевое расходование средств», - передает "Полит.ру".
|